Разработка методических рекомендаций по использованию контрольно-диагностических модулей, предназначенных для осуществления психологической диагностики и оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса

 

 

Общие методические рекомендации по использованию контрольно- диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов, предназначенных для осуществления психологической диагностики и психологической помощи субъектам образовательного процесса.

Под методическими рекомендациями мы понимаем, в рамках настоящего исследования, методическую продукцию, представляющую собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо сферы познавательной деятельности. Методические рекомендации - комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики.

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи психолого-педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности в системе оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса.

В современной психодиагностике как научной дисциплине были разработаны методы изучения индивидуально-психологических характеристик человека, которые являются основой психологической практики, ориентированной на выявление разнообразных психических и психофизиологических особенностей, качеств, черт личности. Эти методы и вошли в контрольно-диагностические модули электронных учебно-методических комплексов, используемых в системе образования для изучения психического развития учащихся разных возрастов.

Психодиагностика как практическая деятельность – это система методов и процедур, непосредственно выявляющих и оценивающих психологические особенности отдельной личности и группы в целом, а также определяющих профессиональные требования, предъявляемые к психологу как психодиагносту и к условиям проведения психодиагностической работы.

Психологическая диагностика – прикладная отрасль психологии, поэтому диагност, применяя эти методы, решает практические задачи, возникающие в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в системе образования. Применение контрольно-диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов для системы оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса облегчает выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпретацию полученных результатов их применения. Любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций, если требуется коррекция. Однако не следует забывать, что психологическая служба школы – прежде всего служба профилактики психического здоровья. Если речь идет о полноценном сопровождении ребенка в процессе обучения, психолог должен, прежде всего, проводить работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

В процессе психодиагностики выявляются индивидуально-психологические особенности учащихся, его когнитивной и эмоциональной сферы, личностные свойства и качества, особенности межличностных отношений учащегося; проблемы профориентации старших школьников и лиц на этапе младшего юношеского возраста. Психодиагностическое обследование количественно и качественно оценивает изучаемые явления, позволяет выявить специфические мотивы, которые влияют на активность и определяют стратегию поведения субъекта.

Использование сбалансированной системы контрольно-диагностических модулей учебно-методических комплексов, предназначенных для осуществления психологической диагностики и психологической помощи субъектам образовательного процесса, включающей несколько тестовых батарей и позволяющей осуществлять психологическую диагностику ребенка на различных этапах его онтогенеза, дает возможность психологу-диагносту сократить время на поиск необходимого диагностического материала и обработку результатов. Возможность получить всестороннюю характеристику различных областей психики ребенка позволит оперативно скорректировать план работы с конкретным учащимся либо группой.

Владение методами психологического исследования когнитивного развития личности, их применение в соответствии с методологическими принципами позволяет психологу определять дальнейшие пути коррекционно-развивающей работы. Корректное использование методов диагностики интеллекта и когнитивных процессов необходимы для комплексной оценки уровня и качества интеллектуально-когнитивного развития при организации психологического сопровождения обучения и развития субъектов образовательного процесса, осуществления профориентации.

В большинстве научных теорий эмоции рассматриваются в качестве активных сил, обусловливающих деятельность субъекта. Таким образом, эмоциональная сфера учащегося служит одним из главных механизмов психической регуляции его поведения. Особое значение диагностика эмоциональной сферы приобретает в подростковом возрасте. Компьютерная диагностика в этом случае помогает устранить факторы, мешающие получению объективных результатов, т.к. на данном возрастном этапе для детей характерно социально желательное поведение.

Диагностика личностной сферы направлена на получение информации об определяющих общую направленность и стиль деятельности человека психических свойствах: темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах. Психологические характеристики личности учащегося, прежде всего, определяются системой его представлений о себе, которая проявляется в самоотношении, самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Только целостный подход дает возможность составить полноценный психологический профиль (портрет) личности учащегося.

Полученные в результате диагностики данные могут использоваться для оптимизации работы психологической службы учебного заведения, совершенствования педагогического процесса путем учета индивидуальных особенностей учащихся. С помощью психологической диагностики можно решить целый ряд задач, поставленных перед работниками образовательно-воспитательных учреждений — от детских садов и школ до интернатов разного типа: определение готовности ребенка к обучению в школе, выявление основных причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.

Ссылка «Психологическая диагностика психических функций и свойств личности ребенка на разных этапах онтогенеза» ведет непосредственно к системе тестирования.

После ввода информации о тестируемом, в зависимости от возраста учащегося, программа приведет к блоку тестов, наиболее подходящему для диагностики  психических функций и свойств личности ребенка на данном этапе онтогенеза. Для доступа к самим методикам следует нажать на соответствующий блок тестов. В каждом тесте содержится краткая инструкция и информация о его предназначении, просмотреть ее лучше до начала прохождения теста, т.к. возврат к данным функциям в процессе выполнения диагностики приведет к потере данных, если тест еще не окончен. Результаты уже выполненных учащимися тестов сохраняются в программе и доступны для просмотра. Рекомендуется проводить диагностику учащегося комплексно, по всем методикам данного блока в соответствии с представленными ниже методическими рекомендациями по использованию модулей ЭУМК. После того, как была выполнена текущая методика, можно просмотреть полученные результаты и перейти к выполнению следующего теста, нажимая соответствующие клавиши. Для получения обобщенного результата по всем методикам данного блока следует нажать клавишу «сгенерировать итоговый отчет по блоку тестов».

 

Методические рекомендации по использованию контрольно-диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов, предназначенных для осуществления психологической диагностики когнитивной сферы учащегося младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие личности учащегося – важная составляющая развития личности в целом. Данный контрольно-диагностический модуль электронных учебно-методических комплексов  позволяет осуществить психологическую диагностику когнитивной сферы. Состав инструментария, входящего в данный модуль, определен структурой когнитивной сферы субъекта, включающей психические процессы человека, обеспечивающие решение познавательных задач. В структуру когнитивной сферы принято включать мышление, память, восприятие (а также и обеспечивающий его чувственную основу процесс ощущения), внимание и речь.

Учитывая возрастную специфику учащихся, в батарею были включены следующие методики: тест «Корректурная проба», «Таблицы Шульте» для диагностики внимания младшего школьника; методика «Заучивание 10 слов» для исследования памяти ребенка, «Прогрессивные матрицы» Дж.Равена и тест «Сложные аналогии» для  изучения развития логического мышления и речи у младшего школьника.

Рассмотрим методические рекомендации, необходимые для эффективного использования обозначенных методик.

 

Диагностика свойств внимания.

Диагностика внимания с помощью таблицы Шульте.

Функциональное назначение: диагностика внимания и динамики работоспособности.

Возрастная группа: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет диагностики: объем динамического внимания, устойчивость, переключаемость внимания.

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц в форме квадрата, разделенного на клетки, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении книги, 30—35 см. Перед началом тестирования взгляд должен быть зафиксирован в центре таблицы, важно избегать передвижений взгляда из центра, т.к. диагностируется в том числе и периферическое зрительное восприятие, что важно для высокой скорости чтения учащегося. Испытуемый должен  отыскать последовательно каждое число в порядке их возрастания и нажать на клетку, в которой это число расположено,  желательно при этом не проговаривать числа ни вслух, ни про себя. Проба повторяется с пятью неидентичными таблицами. Основной показатель – время выполнения каждого задания, на его основе строится кривая утомляемости, которая демонстрирует, как меняется концентрация и устойчивость внимания в динамике. По результатам этого теста проводится также оценка следующих показателей (по А.Ю.Козыревой):

Оценка по шкале ЭР дается в секундах, которые пересчитываются в баллы в зависимости от возраста испытуемого.

Результат по шкале ВР меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше данный показатель, тем больше учащемуся требуется времени для подготовки к конкретному делу.

Показатель результата по шкале ПУ меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость учащегося к выполнению заданий.

 

Тест «Корректурная проба» по методике Б.Бурдона

Функциональное назначение: диагностика внимания.

Возрастная группа: старшие дошкольники, учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет диагностики: концентрация и устойчивость внимания.

Тестирование проводят индивидуально. На выполнение теста дается 10 минут.  Испытуемый должен следить за рамкой, которая последовательно движется по строкам с произвольно расположенными буквами, и нажимать клавишу «Enter», если рамкой обведена буква «к» или «р», и клавишу «пробел» в ином случае. На графическом отображении результатов две кривые — изменение скорости работы (количество просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (количество ошибок в те же интервалы времени). Эти графики позволяют в динамике выявить утомляемость учащихся, неустойчивость их внимания или, напротив, их врабатываемость. В норме должно быть не более 15 ошибок. Существенное значение имеет распределение ошибок  — равномерно по таблице, или они наблюдаются в основном к концу тестирования, что может свидетельствовать об истощаемости, связанной с соматическими заболеваниями (хроническими болезнями), переутомлением, неврозами. Также можно проанализировать  характер ошибок — пропуски отдельных букв,  зачеркивание внешне похожих или расположенных рядом букв. При тестировании дошкольников делается вывод, готовы ли они к обучению в школе по степени развития внимания. Тест может быть также полезен в процессе профориентации учащихся подросткового возраста для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянно сосредоточенного внимания.

 

 

Диагностика памяти.

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурии.

Функциональное назначение: диагностика памяти.

Возрастная группа: учащиеся младшего школьного и подросткового возраста.

Предмет диагностики: свойства механической памяти.

Данная методика предполагает отсутствие посторонних звуков в помещении; также очень важно корректно продемонстрировать испытуемому инструкцию: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». Читать слова необходимо медленно, четко. После прочтения нажимаем кнопку «продолжить». Когда испытуемый повторяет слова, в протоколе ставится отметка перед соответствующим словом. Опять нажимаем кнопку «продолжить». Вторая инструкция: «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Нажимаем кнопку «продолжить», и в протоколе ставим отметку перед называемыми испытуемым словами. Затем опыт повторяется еще несколько раз, но уже без инструкций, экспериментатор просто говорит: «Еще раз». В том случае, если испытуемый в процессе диагностики пытается вставлять реплики, необходимо его остановить, никаких разговоров допускать нельзя. 

В норме дети запоминают с первого раза 4-5 слов, а все слова в среднем через 3-5 повторов. Нормальным является «эффект края» (дети лучше запоминают первые и последние слова), а также увеличение числа заученных слов от повтора к повтору (уменьшение говорит о быстрой истощаемости или каких-то нарушениях деятельности памяти ребенка).

Снижение кривой запоминания может указывать на ослабление внимания, возможно, связанное с выраженной утомленностью. Если испытуемый сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике снижается) в это случае регистрируется повышенная утомляемость. Кроме того, график со снижающейся кривой может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности учащегося. Зигзагообразный характер кривой говорит о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, его незаинтересованности. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при функциональных нарушениях работы мозга.

 

Диагностика мышления.

«Прогрессивные матрицы» Дж.Равена.

Функциональное назначение: диагностика мышления.

Возрастная группа: учащиеся младшего школьного и подросткового возраста.

Предмет диагностики: логическое мышление.

Прогрессивные матрицы Равена предназначаются для определения уровня интеллектуального развития испытуемых независимо от уровня речевого развития.

Испытуемому предлагается 60 заданий (5 серий). Сложность заданий нарастает к концу каждой серии. В каждом задании сверху в рамке дан  образец, составленный из фигур или рисунков согласно определенной закономерности с одним недостающим фрагментом. Эту закономерность испытуемый должен понять и найти фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно выявленной закономерности. Испытуемый должен быть внимателен, время выполнения теста не должно превышать 20 минут. Если какое-то задание учащийся не знает, как решить, пусть попробует угадать, которая из фигур (изображений) под большой рамкой могла бы попасть на пустое место образца. Для продолжения теста следует нажимать клавишу «дальше».

Серия А. «Принцип взаимосвязи в структуре матриц»

Требуется дополнение недостающей части изображения.

Психологическое значение: решение зависит от уровня внимания, статистического представления, воображения и уровня визуального различия.

Серия В. «Принцип аналогии между парами фигур»

Сводится к нахождению аналогии между парами фигур.

Психологическое значение: способность к умозаключениям на основе линейных взаимосвязей.

Серия С. «Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц»

В заданиях сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития по вертикали и горизонтали.

Психологическое значение: проявляется способность к динамической наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение.

Серия D. «Принцип перегруппировки фигур»

Серия составлена по принципу перестановки фигур в матрице.

Психологическое значение: решение зависит от способностей схватывать количественные и качественные изменения в составлении фигур согласно закономерности изменений.

Серия Е. «Принцип разложения фигур на элементы»

Данная серия считается наиболее сложной. Процесс решения заключается в анализе фигур основного изображения, выявления значимых признаков и последующей «сборки» недостающей фигуры.

Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.

 

Тест «Сложные аналогии». Методика Э.А.Коробковой.

Функциональное назначение: диагностика мышления.

Возрастная группа: учащиеся младшего школьного и подросткового возраста.

Предмет диагностики: логическое и абстрактное мышление.

Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов, определить отношение между словами в паре, а затем выбрать в таблице пару слов с такой же логической связью. Время выполнения ограничено тремя минутами. Методика позволяет выявить, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и абстрактных связей. Испытуемому предварительно объясняют принцип связи каждой пары, например: «свет – темнота» – противоположные понятия, «отравление – смерть» имеют причинно-следственную связь, «море – океан» имеют количественное отличие. Если первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор повторно объясняет и решает несколько задач вместе с испытуемым. Образец решения задачи:  "физика – наука" соответствует паре "малина – ягода", потому что физика – одна из наук, так же как малина – это один из видов ягод. Или: «испуг – бегство» соответствует паре «отравление – смерть», потому что в обоих случаях причинно-следственные отношения.

Ошибки испытуемого при сопоставлении еще не дают права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие взрослые и психически здоровые люди не сразу выполняют это задание. Нужно проанализировать ход рассуждений ребенка. Методика позволяет выявить соскальзывания, внешние паралогичные умозаключения, т.е. наблюдаемую при шизофрении  «растекаемость» мышления. Это могут быть, например, пространные рассуждения о том, что «физика – наука» соответствует паре «свет – темнота», так как эти понятия изучаются физикой, или «испуг – бегство» соответствует паре «враг – неприятель», потому что все это бывает на войне.

Норма правильных ответов – 5 и выше. Если испытуемый без особого труда решил задания и логично объяснил сопоставления, это дает право сделать вывод, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

 

 

Методические рекомендации по использованию контрольно-диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов, направленных на осуществление психологической диагностики эмоциональной сферы учащегося младшего подросткового возраста.

Эмоции – это особый класс психических явлений, проявляющихся в форме непосредственного переживания личностью жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. В большинстве научных теорий эмоции рассматриваются в качестве активных сил, придающие направление мыслям и поступкам личности.

При различных условиях возникают ситуативные эмоции, способствующие или препятствующие успешной деятельности учащегося, такие как агрессия, тревожность и т.д. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта учащегося. В процессе учебной деятельности они выполняют функцию положительного или отрицательного подкрепления, чем создают возможность предвосхищать удачи и затруднения в образовательном процессе, и тем самым способствуют достижению цели, являясь одним из главных механизмов психической регуляции поведения учащегося.

 

Методика изучения личностной и ситуативной тревожности Ч.Д.Спилбергера, в адаптации Ю.Л.Ханина

Функциональное назначение: диагностика эмоциональной сферы.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: уровень ситуативной и личностной тревожности.

Эта методика позволяет измерить тревожность дифференцированно как состояние и как личностное свойство и выявить, является ли нестабильность самооценки личности ситуативной или постоянной, т.е. личностной. Определение тревожности как личностного свойства особенно важно, так как это свойство во многом определяет поведение субъекта. Определенный уровень тревожности является естественной и полезной особенностью активной деятельной личности. Для каждого человека существует свой желательный, оптимальный уровень тревожности. Существенный компонент самоконтроля и самовоспитания человека – как он оценивает свое состояние в этом отношении. Личностная тревожность как черта, свойство личности – устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая подверженность воздействию стрессоров. Как предрасположенность, она активизируется при появлении стимулов, воспринимаемых человеком как опасные для его самооценки, самоуважения. Ситуативная (реактивная) тревожность выражается в субъективно переживаемых эмоциях: напряжении, беспокойстве, озабоченности, нервозности, что вызывает нарушение внимания, тонкой координации, проявления могут быть разными по интенсивности и динамичности во времени. Это эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, чаще всего на социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессии, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению).

Методика включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых – для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 – для оценки уровня личностной тревожности. На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответа по степени интенсивности.

Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое из приведенных предложений и оценить его по предложенной шкале, не задумываясь надолго. После выбора ответа нажать клавишу «следующий вопрос». При ответе на вопросы, начинающиеся с предпосылки «в данный момент...» испытуемый отвечает, исходя из своего самочувствия в данный конкретный момент времени, эти ответы используются для диагностики актуального состояния, т.е. оценки ситуативной тревожности. Вопросы, начинающиеся со слова «обычно» направлены диагностику тревожности, как свойства личности. Правильных и неправильных ответов нет.

При интерпретации результатов особое внимание следует уделить пиковым значениям. Так, низкий уровень тревожности говорят о сниженном чувстве ответственности, в этом случае, необходимо обратить внимание на мотивы деятельности, которую выполняет учащийся. В то же время низкий уровень может указывать на активное вытеснение личностью сильной тревоги, чтобы быть «социально желательным».  Высокие значения уровня тревожности говорят о склонности личности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие  и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Такой уровень тревожности коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами. В этом случае необходимо снизить субъективную значимость ситуации для ребенка, перенести акцент на осмысление им деятельности и формировать у него чувство уверенности в успехе. Также по значению в баллах шкалы реактивной тревожности можно оценивать включенность личности в деятельность, проявления психодинамики и темперамента. По Я.Стреляу, высокая реактивность отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая – флегматика, низкая – холерика и самые низкие показатели реактивности имеют сангвиники. По значению в баллах  шкалы личностной тревожности можно дать оценку характерологических свойств личности. Высокие значения соответствуют мыслительному и практико-мыслительному типам характера, а низкие – художественному и практико-художественному.

 

Методика диагностики стресс-совладающего поведения Д.Амирхана.

Функциональное назначение: диагностика совладающего со стрессом поведения.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: базисные копинг-стратегии.

Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, выявляющий базисные копинг-стратегии и их выраженность в структуре стресс-совладающего поведения. Анализ специфических копинг-ответов на стресс в различных ситуациях позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Методика может проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. При адекватном отражении действительности, человек не может не переживать отрицательно ситуацию потенциальной угрозы здоровью и жизни. Способность человека создавать «внутренние модели», заранее проигрывать будущие ситуации и свою линию поведения в надвигающихся событиях вызывает чувство тревожного ожидания. В достаточно сложном чувстве тревоги существенным может являться компонент страха  перед какими-то возможными конкретными событиями или определенными, особенно сложными для учащегося элементами деятельности. Чувства тревоги и страха являются отрицательными переживаниями, типичными для многих опасных ситуаций, по поводу возможности неблагоприятного развития событий, возникновения потенциально опасных обстоятельств и  отсутствия у субъекта уверенности в своей способности преодолеть эти обстоятельства собственными силами. Важным фактором, способствующим преодолению экстремальных ситуаций и жизненных трудностей, является копинг-стратегия, или стресс-совладающее поведение. Оно тесно связано с индивидуальными свойствами личности и является одним из процессов управления внутренними ресурсами – их мобилизации и оптимального использования.

Предложите испытуемому вспомнить какую-либо серьезную проблему, с которой он столкнулся за последние полгода, и описать эту проблему в нескольких словах. Психолог должен ответить на все возникшие у  испытуемого вопросы. Затем предложите ознакомиться с утверждениями и выбрать из нескольких предложенных вариантов преодоления неприятностей приемлемые, какие обычно им используются. Вы гарантируете испытуемому, что его ответы останутся неизвестными посторонним. Во время диагностики учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. После ответа на каждый предложенный вопрос для продолжения необходимо нажать клавишу «следующий вопрос», а после последнего ответа клавишу «показать результат теста». Информация, полученная в результате выполнения данной методики, является надежным фундаментом для анализа взаимоотношений испытуемого со стрессом и выработки эффективных стратегий для его преодоления. Есть данные, что с ростом личностной тревожности увеличивается частота использования таких стратегий совладания, как поиск социальной поддержки и избегание. Таким лицам необходима социальная поддержка в виде утверждений, что их любят, ценят, заботятся о них, и что они являются членами социального общества и имеют с ним взаимные обязательства. Как показали исследования, дети, получающие социальную поддержку, смягчающую влияния стрессоров, от семьи, друзей, значимых для них людей, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят повседневные жизненные трудности и заболевания. Такая поддержка очень сильно влияет на благополучие индивида, облегчает адаптацию и способствует развитию учащегося. 

 

Тест агрессивности А.Басса-А.Дарки

Функциональное назначение: диагностика агрессивности человека.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: открытая мотивационная агрессия и враждебность.

Агрессивность понимают как свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Скорее всего, этот компонент  активности необходим человеку в созидательной деятельности, так как в процессе индивидуального развития в людях неизбежно формируется способность к устранению и разрушению препятствий, для чего личности требуется определенная степень агрессивности.

Агрессивность как свойство обладает качественной и количественной характеристикой и имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия ее до максимального развития. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, податливости, ведомости, конформности, неспособности занять активную жизненную позицию. Чрезмерное развитие ее делает личность конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. «Злонамеренным» агрессивное поведение делает мотивационный компонент, ценности, ради достижения которых оно применяется. Внешне действия разных людей могут быть сходными, но их мотивы деятельности прямо противоположными. Исходя из этого, проявления агрессии принято делить на два основных типа: мотивационная агрессия как самоценность и инструментальная агрессия как средство. Оба типа могут проявляться как неосознанно, так и под контролем сознания, и под влиянием  эмоциональных переживаний (гнев, враждебность). Практических психологов больше интересует мотивационная агрессия как проявление присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких тенденций, можно спрогнозировать проявления открытой мотивационной агрессии. А. Басc разделил понятия агрессия и враждебность, которую он определил как «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Испытуемому предлагается прочитать утверждения, примерить, насколько они соответствуют его стилю поведения, образу жизни, и ответить положительно или отрицательно, нажав клавишу «да» либо «нет», затем «следующий вопрос» для продолжения теста. Каждое из 75 утверждений специально сформулировано с целью максимально ослабить влияние общественного одобрения на ответ и относится к диагностике только одной формы агрессии.

 По результатам теста выводятся индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций, данные о степени выраженности форм агрессии, а также чувства вины:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (злобные сплетни, шутки). А также агрессия, ни на кого конкретно не направленная – взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.).

3. Склонность к раздражению (коротко – раздражение) – готовность  проявить при малейшем возбуждении вспыльчивость, резкость и грубость.

4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства (может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов, норм и обычаев).

5. Обида – чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим. Оно обусловлено горечью, гневом на весь мир за действительные или вымышленные страдания.

6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к окружающим, убеждение, что они намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

8. Чувство вины или аутоагрессия – выражает возможное убеждение ребенка в том, что он является плохим, поступает злобно. Также индекс выражает наличие у него угрызений совести.

Норма индекса враждебности: 6-7 ± 3.

Норма индекса агрессивности (прямой и мотивационной): 21 ± 4.

 

Самооценка эмоциональных состояний А.Е.Уэссмана, Д.Ф.Рикса

Функциональное назначение: диагностика самооценки эмоциональных состояний.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: эмоциональные состояния.

Эмоциональное состояние характеристика эмоций человека, отражающая его положение относительно объектов окружающей среды. Внутреннее состояние эмоций  сознанием субъекта на определенный момент времени фиксируются ощущения благополучия (неблагополучия) как организма в целом, как и его частей. Внешне состояния эмоций проявляются   высказываниями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.

Испытуемому предлагается выбрать и отметить в каждом из предложенных наборов, состоящих из 10 утверждений, суждение, лучше всего описывающее его состояние в данный момент, и для продолжения нажать клавишу «следующий вопрос».

Результаты оцениваются по следующим шкалам:

1.     Спокойствие – тревожность

2.     Энергичность усталость

3.     Приподнятость подавленность

4.     Уверенность в себе - чувство беспомощности

Суммарная оценка отражает выраженность, степень эмоционального подъема или истощения испытуемого.

Набор утверждений, предложенных в 1-3 разделе, описывает эмоциональное состояние испытуемого только в диапазоне понятий «тревога/спокойствие» и «подъем/депрессия», не отражая выраженность таких эмоций, как гнев, обида, разочарование, гордость и др. Утверждения, предложенные в 4 разделе, в основном характеризуют не сферу эмоций, а убеждения человека, касающиеся его возможностей, т.е. когнитивную сферу.  Следует обратить внимание, что повышение оценок, присваиваемых утверждениям 1 раздела, отражает повышение степени психической адаптации испытуемого,  самая высокая оценка по этому разделу указывает на наивысший уровень психической адаптации.

 

Методика «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

Функциональное назначение: диагностика саморегуляции.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: уровень развития волевой саморегуляции.

Тест-опросник состоит из 30 вопросов, на которые испытуемому необходимо ответить, применительно ли это утверждение по отношению к нему, «да» или «нет». Для продолжения теста необходимо нажимать клавишу «следующий вопрос». По результатам обработки теста выводятся величины индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы и индексов по субшкалам «настойчивость» и «самообладание». 

Высокий балл по шкале волевой саморегуляции свидетельствует об эмоциональной зрелости, активности, независимости, самостоятельности. Такие люди спокойны, уверены в себе, с устойчивыми намерениями, реалистичными взглядами, развитым чувством долга. Как правило, они хорошо осознают свои мотивы,  доводят до реализации возникшие намерения, умеют распределять усилия при выполнении деятельности и контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В пиковых случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением полностью контролировать  собственное поведение и тревогой по поводу проявлений его спонтанности. Низкий балл говорит о чувствительности, эмоциональной неустойчивости, ранимости, неуверенности в себе, невысокой рефлексивности и сниженном общем фоне активности, импульсивности и неустойчивости намерений. Также они свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности, незрелости  и  неумении адекватно реагировать на ситуации и строить отношения с другими людьми.

Высокие показатели субшкалы «настойчивость» характеризует деятельных, работоспособных людей, стремящихся к выполнению намеченного, преграды на пути к цели их мобилизуют, но они могут отвлекаться на альтернативы. Таким учащимся свойственно соблюдение социальных норм. Низкие значения по этой шкале говорят о неуверенности, импульсивности, которые приводят к непоследовательности и разбросанности поведения. Сниженная активность и работоспособность компенсируется, как правило, у таких лиц гибкостью, повышенной чувствительностью, изобретательностью, а также стремлением к свободной трактовке социальных норм.

Высокий балл по субшкале «самообладание» отражает эмоциональную устойчивость, владение собой в различных ситуациях. Этим испытуемым свойственно внутреннее спокойствие, уверенность в себе, что  освобождает их от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного. Они отличаются свободой взглядов, тенденцией к радикализму и новаторству. Но стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное ограничение произвольности может привести к повышению внутренней напряженности, озабоченности и появлению постоянной утомляемости. Низкие баллы по данной субшкале говорят о спонтанности и импульсивности в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов. Такие люди не склонны к переживаниям и внутренним конфликтам, что способствует невозмутимому фону настроения.

Информация об осознаваемых особенностях саморегуляции дает основу для разработки программ развития или коррекции тех свойств, в отношении которых выявлена декомпенсация.

 

4.4 Методические рекомендации по использованию контрольно-диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов, предназначенных для осуществления психологической диагностики личности и межличностных отношений учащегося старшего подросткового и юношеского возраста.

Диагностика личностной сферы направлена на получение данных о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека. Эти же характеристики остаются при изучении личностной сферы учащегося как субъекта образовательного процесса.

Личностная сфера учащегося характеризуется направленностью, т.е. устойчивой системой доминирующих мотивов, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, вкусов и т.д. На основании диагностики личностной сферы учащегося составляется психологическая характеристика субъекта. Серьезный диагност не упускает из виду уникальность каждого человека, неповторимость его жизнен­ного пути, специфику взаимодействия его с окружающими и многое другое.

Психодиагностика межличностного взаимодействия, являясь одним из структурных разделов психодиагностики, изучает взаимодействие в аспектах межличностных отношений, общения и поведения.

Межличностные отношения учащихся изучаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между учащимися и другими субъектами образовательного процесса, проявляющиеся в характере и способах влияний в процессе общения и совместной деятельности. Это система личностных установок, ориентаций, стереотипов, ожиданий, через которые они воспринимают и оценивают себя и окружающих. Безусловно, все эти характеристики описывают ценности и организацию совместной учебной деятельности и влияют на социально-психологический климат в коллективе, классе или учебной группе.

 

Диагностика черт и типов личности:

Опросник Г.Шмишека

Функциональное назначение: диагностика личностных особенностей.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: акцентуации личности.

С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (чрезмерное усиление отдельных черт личности,  классификация К.Леонгарда): демонстративный тип, педантичный тип, застревающий тип, возбудимый тип, гипертимический тип, дистимический тип, тревожно-боязливый, циклотимический тип, аффективно-экзальтированный, эмотивный тип. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Испытуемому предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон личности. Требуется нажать на клавишу «да» в случае согласия или клавишу «нет» в случае несогласия. Отвечать нужно быстро, долго не задумываясь. Для продолжения опроса используется клавиша «следующий вопрос». Для ознакомления с результатами нажать клавишу «показать результаты теста».

    Акцентуация личности не является патологией, но она приводит к уязвимости личности под влиянием определенных психогенных факторов, одновременно при стойкости к воздействию других. Психологическая диагностика типов  акцентуации очень важна для создания рекомендаций по коррекции механизма реагирования учащегося на конфликтные ситуации, при выборе режима деятельности, выборе увлечений, для выработки стратегии воспитания в семье. На основе этих диагностических данных можно прогнозировать совместимость учащихся в малой группе и продуктивность их взаимодействия.

 

Опросник Г.Айзенка (ЕРI)

Функциональное назначение: диагностика личностных особенностей.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: организмические черты личности, т.е. экстраверсия, интроверсия и нейротизм.

Г.Айзенк всю совокупность описывающих человека черт представил посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и нейротизма.

Первый фактор биполярен, это характеристика индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой говорят об ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Второй фактор — невротизм (или нейротизм) — свойство-состояние, характеризующее присущий человеку уровень эмоциональной устойчивости, тревожности, самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Это фактор также является биполярным: на одном полюсе шкалы чрезвычайно устойчивые, зрелые и прекрасно адаптированные люди, а на другом — нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большинство людей, согласно нормальному распределению, располагаются между полюсами, ближе к середине. Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 видов темперамента.

Психотизм характеризует склонность к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя чёткое обоснование правомерности выделения данной категории отсутствует, и она оспаривается многими зарубежными исследователями. В рамках данного опросника испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов, диагностирующих черты личности по трем шкалам, включая 9 вопросов, составляющих «шкалу лжи». Вопросы направлены на выявление обычного способа поведения. Испытуемый должен представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет ему в голову, нажав на клавиши «да» или «нет».

Шкала "Экстраверсия интроверсия":

Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность при малой настойчивости и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность при достаточно большой настойчивости, склонности к самоанализу.

Шкала "Нейротизм": Шкала характеризует эмоциональную стабильность или нестабильность. Нейротизм выражается в неустойчивости, плохой адаптации, лабильности, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания.

Шкала «лжи» является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого, показатель в 4-5 баллов является критическим и свидетельствует о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Данные с превышением шкалы выше критического уровня при обработке берутся на заметку.

Опросник может использоваться педагогом-психологом в общеобразовательном учреждении:

·        При формировании классных коллективов;

·        При знакомстве преподавателя с вновь поступившими в класс или группу подростками;

·        В формировании групп в целях достижения оптимального социального сотрудничества;

·        В спортивной практике при подборе команд;

·        В педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: "ученик учитель" и "ученик класс".

Диагностика индивидуального сознания и самосознания:

методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантелеева.

Функциональное назначение: диагностика самосознания.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: эмоционально-ценностный компонент самосознания.

Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности в контексте представлений о смысле “Я”. В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек, а длительность выполнения задания  30 - 40 минут.

Испытуемому предлагается перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Если испытуемый согласен с содержанием суждения, следует нажать клавишу «Да», если не согласен – «Нет».  Для перехода к следующему вопросу нажать соответствующую клавишу. Чтобы ответы были искренними, сообщите испытуемому, что они никому не будут демонстрироваться.

Самоотношение раскрывается посредством следующих шкал:

«Закрытость» показывает преобладание либо выраженной мотивации социального одобрения либо критичности, глубокого осознания себя.

«Самоуверенность» выявляет отношение к себе как к уверенному, самостоятельному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.

«Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, развития собственной личности, отражает направленность локуса контроля «Я».

       «Отраженное самоотношение» эта шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию.

«Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного "Я" для окружающих.

«Самопринятие» позволяет судить о согласии со своими внутренними побуждениями, о выраженности чувства симпатии к себе.

«Самопривязанность» выявляет степень желания изменять себя по отношению к текущему состоянию.

«Внутренняя конфликтность» определяет склонность к рефлексии, наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой.

«Самообвинение» характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего "Я".

 

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Функциональное назначение: диагностика мотивационно-потребностной сферы.

Возрастная группа: учащиеся младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: смысложизненные ориентации.

Методика представляет собой набор из 20 шкал, сформулированных как пары противоположных утверждений: два варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которым и возможны семь градаций предпочтения. Испытуемому предлагается выбрать направление наиболее соответствующее действительности и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько испытуемый уверен в выборе направления (или 0, если оба утверждения на его взгляд одинаково верны) , для перехода к следующей шкале нажать клавишу «дальше».

Результаты включают общий показатель осмысленности жизни (норма: 103,10±15,03), а также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь):

Субшкала 1. Цели в жизни (норма: 32,90±5,92)

Баллы по этой шкале говорят о наличии или отсутствии в жизни испытуемого целей в будущем, придающих его жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Субшкала 2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни (норма: 31,09±4,44)

Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненный смыслом.

Субшкала 3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией (норма: 25,46±4.30)

Баллы по этой шкале отражают ощущение того, насколько продуктивным и осмысленным был прожитый отрезок жизни.

Субшкала 4. Локус контроля-Я, или Я — хозяин жизни (норма: 21,13±3,85)

Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле (Я-концепция).

Субшкала 5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни (норма: 30.14±5,80)

Отражает убежденность человека в том, что жизнь подвластна его сознательному контролю.

 

Диагностика межличностных отношений:

«Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса.

Функциональное назначение: диагностика конфликтности человека.

Возрастная группа: учащиеся подросткового и младшего юношеского возраста.

Предмет диагностики: типы поведения в конфликтных ситуациях.

К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а нужно уметь грамотно ими управлять. Методика определяет типичные способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. С ее помощью можно выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в учебном коллективе, ищет ли он пути к компромиссам или провоцирует конфликты. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности, выявить наиболее применяемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с педагогами, родителями, администрацией.

Цель предлагаемого теста – определить характерную для испытуемого тактику поведения в конфликтных ситуациях. Тест состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения (они иногда повторяются в разных пунктах). Испытуемый должен сравнить указанные два суждения и выбрать из них то, которое является более типичным для его поведения. Для продолжения следует нажать клавишу «следующий вопрос».

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов.  Один компонент этой модели – кооперация (внимание человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт), а второй – напористость (акцент на защите собственных интересов). Исходя из этих двух основных измерений, К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтов, по которым показаны результаты методики в баллах:

Стиль конкуренции/соревнования: стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Стиль сотрудничества: участники ситуации ищут альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон.

Стиль компромисса: соглашение путем взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Стиль уклонения/избегания: характерно и отсутствие стремления к кооперации, и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Стиль приспособления: в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается та, которая объединяет все пять стилей и у каждого из них значение в интервале от 5 до 7 баллов. Для оптимизации поведения в конфликте испытуемым рекомендуется  реже прибегать к стилю, имеющему завышенные значения, и чаще использовать стили, имеющие заниженные значения по результатам тестирования. Эффективнее применять все пять тактик  в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.