НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

В процессе модернизации современного общества отмечается рост требований к личности и её профессионализму. В связи с этим большую актуальность приобретает проблема и связанные с ее решением вопросы повышение качества образования. Решение данной проблемы предполагает учет таких разнообразных аспектов, как усовершенствование содержания образования, оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования. Все это способствует появлению ряда существенных изменений в образовательной среде, увеличивает требования к субъектам образовательного процесса и предполагает углубленный анализ специфики их межличностного взаимодействия.

Как показывает анализ результатов исследований ряда авторов (Грачев Г.В., 1998; Кабаченко Т. С., 2000; Баева И.А., 2002), эффективность образовательного процесса находится в непосредственной взаимосвязи с качеством психологической безопасности образовательной среды. По данным исследований Сыманюк Э.Э., «хорошая школа» по мнению учащихся, обладает признаком безопасности (школа без опасности насилия, унижения, оскорбления). Для родителей же «хорошая школа» должна обеспечивать безопасность детей, заботиться об их здоровье.

Служба практической психологии в образовании накопила достаточный потенциал психологической помощи и поддержки субъектов образовательной системы. В тоже время единая концепция ее деятельности до сих пор окончательно не сложилась. Логика развития привела к осознанию и постановке вопросов работы не только с отдельными участниками учебно-воспитательного процесса, но и с условиями, в которых происходит их жизнедеятельность и развитие, обучение и воспитание. Данные подходы обозначены сегодня явно только в идеологии сопровождения, психологическая безопасность, как важнейшее условие развития субъекта практически не упоминается. В связи с вышесказанным, разработка мероприятий, направленных на обеспечение психологического качества, должна рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений в деятельности психолога системы образования.

Основными направлениями деятельности по организации психологической диагностики и оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса являются: обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды, социально-психологический мониторинг, социально-психологическая экспертиза, социально-психологическое проектирование.

Психологическая безопасность образовательной среды рассматривается как основание для оптимальных условий реализации процесса обучения и воспитания, как важнейшее условие психосоциального благополучия школьника.

В настоящее время, в условиях реализации комплексных мер по модернизации образования в Республике Беларусь забота о психологической безопасности и здоровье субъектов образовательного процесса на возрастных этапах становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.

Здоровье обучающихся, представляет собой одно из требований, которое одинаково представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг. В связи с этим его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, осуществляются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает позиционировать свою деятельность в этом контексте как служба психологической безопасности детского сада, школы, колледжа, вуза.

Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Следует отметить, что психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Как отмечает ряд исследователей, образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, что подтверждается данными различных исследований (И.А. Баева, Т.С. Кабаченко, В.В. Рубцов и др.).

Образовательная среда школы представляет собой сложно организованную систему, в рамках которой ребенок решает несколько принципиально важных задач. Прежде всего – задачи социализации. В данном случае под понятием социализации понимается процесс усвоения и личностного принятия ребенком определенных норм, правил и требований, предъявляемых ему обществом. Школьная среда является одним из ведущих трансляторов этих норм и требований, она же санкционирует их исполнение – наказывает и поощряет те или иные действия, поступки, решения ребенка или подростка. Одновременно с этим та же школьная среда предоставляет детям возможности для социального развития и социального познания – формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности и т.д. Ребенку в процессе школьного обучения предстоит, с одной стороны, усвоить нормы и требования социума, а с другой стороны, воспользоваться теми обучающими, развивающими возможностями, которые ему предоставляются.

Значительная часть детства и отрочества ребенка проходит в школе и занята различными видами внутришкольного взаимодействия. Естественно, в процессе этих взаимодействий – в учебном процессе и вне его – школьник решает задачи своего психологического, личностного развития. В отношении этого развития школьная среда также выступает и как возможность, и как ограничение. Она должна иметь возможность приспосабливаться к конкретному ребенку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.

Анализируя источники по проблемам психологической безопасности образовательной среды, И.А. Баева выделила в качестве основных угроз участникам образовательной среды следующие:

1) Отсутствие или частичное признание референтной значимости среды и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Референтная значимость фиксируется как отношение к ней - позитивное, нейтральное или отрицательное;

2) Отсутствие или частичная удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия. Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды заключает в себе возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения;

3) Отсутствие или частичная защищенность от психологического насилия. Психологическое насилие проявляется в публичном унижении, оскорблении, высмеивании, угрозах, обидном обзывании, принуждении делать что-то против своего желания, игнорировании, неуважительном отношении, недоброжелательном отношении. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного среды (И.А. Баева, 2002).

Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников. В психологии понятие «здоровье» рассматривается как «психическое здоровье» - оптимальное в соответствии с возрастными психологическими нормами психическое развитие ребенка. Психическое здоровье соотносится с социально-психологической адаптацией, нарушение которой лежит в основе наиболее распространенных нервно-психических расстройств - неврозов (Т.Г. Хамаганова, 2000; И.В. Пляскина, 2001 и др.); с внутриличностными и межличностными конфликтами (А.И. Захаров, 1998; В.Н. Мясищев, 1998), с переживанием психологического комфорта/дискомфорта (И.В. Дубровина, 1995; А. Маслоу, 1997). Показателями психического здоровья участников образовательной среды могут быть отношение к себе, самоактуализация, сбалансированность индивидуально-типологических свойств, состояние эмоциональной и коммуникативной сферы (Е.Б. Лактионова, 2002).

В соответствии с вышесказанным, сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию личности каждого ребенка в конкретной школьной среде. Поэтому психологическое сопровождение как идеология и комплексный метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора наиболее созвучен идее обеспечения психологической безопасности образовательной среды и нацелен на поддержание психосоциального благополучия ее участников.

Образовательная среда выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельности, коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.

Фиксация данной реальности возможна лишь через систему отношений участвующих в ней субъектов. В своем практико-ориентированном раскрытии данное определение должно быть дополнительно уточнением характера условий и возможностей, обеспечивающих позитивное развитие и формирование личностей участников учебно-воспитательного процесса.

Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды. На данный момент образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций общества – криминализации общественных отношений, распространение насилия через средства массовой информации; увеличение численности и расширение спектра социально-незащищенных (малоимущие, мигранты и др.), социально девиантных контингентов и «групп риска». В качестве основных угроз психологической безопасности в образовательной среде также выступают: наличие психологического насилия, неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении; отсутствие референтной значимости образовательной среды. Поэтому возникает вопрос о необходимости изучения психологической безопасности в образовательной среде, проведению исследований, позволяющих измерить психологическую безопасность образовательной среды, проектировать условия, при которых она будет обеспечиваться. Комплекс указанных мер позволит сохранить и укрепить здоровье участников образовательной среды, создать в образовательном учреждении безопасные условия для трудовой и учебной деятельности и защитить участников данной среды от всех форм диcкриминации, а психопрофилактика отвеченных угроз может служить одним из значимых оснований для моделирования психологической безопасности образовательной среды.

Категория психологической безопасности может быть рассмотрена в трех аспектах:

-                   как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;

-                   как система межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз), укрепляют психическое здоровье;

-                   как системы мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности (Баева И.А., 2002).

В контексте вышесказанного, комплексная безопасность образовательного учреждения  рассматривается как состояние защищённости образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование, тогда как комплексная безопасность образовательной среды представляет собой совокупность определённых видов безопасности (интеллектуальной, духовной, нравственно-этической, психологической, педагогиче­ской, этнической, физической, трудовой, управленческой), гарантированно обеспечивающая защищённость всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, психологическая безопасность, по мнению ряда авторов, выступает как качественная характеристика, объединяющая психологический ресурс образовательной среды. Она может служить одним из оснований для создания вариативной модели службы сопровождения в школе, сущностью которой является постановка акцент на развитие и поддержку психосоциального благополучия субъектов образовательного процесса.

В свою очередь, обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды предполагает реализацию системы мероприятий, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Социально-психологический мониторинг представляет собой систему информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющую администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием:

1.      осуществить анализ воздействия традиционных, инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников;

2.     принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Безопасность образовательной среды во многом обеспечивается целенаправленным и системным мониторингом образовательной среды, который позволяет своевременно выявить возникающие угрозы и риски опасности образовательной среды и провести соответствующие эффективные коррекционные мероприяти.

Основной целью мониторинга безопасности образовательной среды является создание информационных условий для формирования целостного представления о ее состоянии и качественных количественных изменениях в ней.

Таким образом, мониторинг безопасности образовательной среды может рассматриваться как система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития. Мониторинг предполагает функционирование в течение определенного временного периода.

Образовательный мониторинг, как и любой сложный объект, должен формироваться с позиций системного подхода в единстве следующих аспектов: социальной сущности; педагогической принадлежности; системно-деятельностного способа его рассмотрения.

Мониторинг безопасности образовательной среды – категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Социальная сущность подобного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям. Формирование мониторинга безопасности образовательной среды происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.

Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга безопасной образовательной среды:

1.     выявление угроз и рисков, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса и всей деятельности образовательного учреждения;

2.     выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии безопасности образовательной среды, о качественных и количественных изменениях в ней;

3.     систематизация информации о состоянии и развитии системы безопасности образовательной среды;

4.     обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в образовательном учреждении;

5.     информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы безопасности образовательной среды учреждения, разработка управленческих решений.

Одной из основных задач мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности для эффективного функционирования объекта. Речь идет не только о констатации факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.

Мониторинг образовательной среды школы, таким образом, является универсальным по своим исследовательским и практическим возможностям механизмом влияния и коррекции деятельности субъектов образовательного учреждения в направлении создания и реализации структурной модели безопасной образовательной среды.

Мониторинг непосредственно связан с его объектом, предметом и субъектом.

Объектами мониторинговой оценки могут быть:

1.    явления (воспитанность, образованность, мастерство педагога и др.);

2.    процессы (педагогический процесс в целом, процесс нравственного воспитания, процесс поликультурного воспитания, процесс трудового воспитания, процесс подготовки детей к школе и т. д.);

3.    деятельность (игровая, трудовая, учебная и др.).

Все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл психолого-педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагога или делает педагогический мониторинг малоценным и некачественным, или разрушает всю систему.

В отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем.

Система педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям:

-       диагностика качества образования;

-       анализ социальных условий;

-       анализ содержания образования;

-       психодиагностика;

-       анализ педагогической культуры учителя;

-       медицинская диагностика;

-       анализ деятельности школьных подразделений.

Функции мониторинга безопасности образовательной среды могут иметь общий смысл и частные проявления в зависимости от уровня и профиля образования. Вместе с тем основными функциями являются следующие:

1.       интегративная – мониторинг безопасности образовательной среды является одним из ее системообразующих факторов, обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в этой системе;

2.       диагностическая – сканирование состояния безопасности образовательной среды и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям;

3.       компаративистская – функция, создающая условия для состояний безопасности образовательной среды в целом или различных ее элементов как во времени – состояние системы в разные периоды времени, так и пространстве – возможность сравнения с системами образования или элементами этих систем в других регионах и странах;

4.       экспертная – в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм, методов развития безопасности образовательной среды, ее компонентов и систем;

5.       информационная – мониторинг безопасности образовательной среды является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии данной системы, которая необходима для анализа и прогноза развития безопасности образовательной среды;

6.       прагматическая – использование мониторинговой информации при принятии максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих;

7.       стимулирующаяучастие в педагогическом мониторинге различных участников педагогического процесса – воспитателей, заведующих, методистов, родителей – повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу своего педагогического труда;

8.       формирующаявнедрение педагогического мониторинга в работу образовательных учреждений позволит более эффективно использовать «зону ближайшего развития» ребенка. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомненно, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпадения из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании личности ребенка, обеспечит его комфортное пребывание в образовательной среде;

9.       коррекционная – направленность педагогического мониторинга на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и в то же время ослабление отрицательного в их деятельности.

Все функции, которые выполняет педагогический мониторинг как часть педагогической деятельности, подчинены цели повышения качества обучения и воспитания, обеспечению научного подхода к управлению учебной и воспитательной деятельностью и созданию безопасной образовательной среды в образовательном учреждении.

Выделяют три уровня потребителей информации мониторинга:

1.     общество, социум, родители;

2.     группы специалистов, отдельные специалисты, готовящие решения, исполнители;

3.     руководители, лица, принимающие решения.

В случае массового использования результатов обследования (например, при формировании общественного мнения различных социальных групп), проблема заключается в согласовании полученных рекомендаций и результатов с возможностями их восприятия той социальной группой, для которой данная информация предназначена. Под согласованием подразумевается соответствующая форма предъявления, особенности языка изложения, стиля. Как правило, для массового использования выбираются наиболее яркие результаты, которые способны воздействовать на воображение, удивить, заставить задуматься. Но здесь нас подстерегает опасность, поскольку именно в таких результатах вероятнее всего будет содержаться ошибка.

Еще один аспект распространения информации – проблема доступности мониторинговой информации. Одним из принципов организации мониторинга является принцип открытости информации.

Структура образовательного мониторинга определяется функциями его элементов. Информация, которая поступает из источника, обрабатывается, хранится и распространяется на каждом уровне. Структура данных, например, об ученике может рассматриваться, как состоящая из двух частей:

1.     психическое развитие и состояние ученика;

2.     усвоение им содержания образования.

Реализация основных целей образовательного мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах обеспечения комплексной безопасности образовательной среды.

К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, в системе ее отношений, уровень тревожности и дискомфотности.

К функциональным результатам относятся различные способы психолого-педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной работы и ее желаемые результаты.

Норма (нормирование) выступает как одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следует содержательная оценка и коррекция. Одно из требований касается измеримости и применимости стандартов и норм. Они должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования.

Другим требованием является их осуществимость, согласованность с возможностями школы и ее составных частей (элементов). Данное требование указывает на необходимость учета реальной выполнимости задаваемых стандартов и норм. Так стандарты и нормы могут быть либо завышенными, либо заниженными. Завышение стандартов и норм ведет к чрезмерной напряженности, срывам, сбоям в процессе, выпадению отдельных структурных звеньев школы из общей согласованной работы.

В психологическом плане завышенные стандарты и нормы вызывают у участников образовательного процесса состояние тревоги, неуверенности, стремление отказаться от общей работы и т. п. Снижение стандартов и норм парализует активность участников образовательного процесса в школе, вызывает состояние благодушия, самодовольства и безделья. В обоих случаях крайности в определении стандартов и норм снижают общую эффективность школы в целом и участников образовательного процесса в частности.

Создание нормативов должно учитывать также и конкретные условия, в которых предлагается их выполнение. Всякие существенные изменения во внешних условиях обязательно ведут к изменению норм.

К основным качественным показателям мониторинга безопасности образовательной среды относятся:

-          объективность – полученные результаты должны отражать реальное состояние дел, а личностный фактор должен быть минимизирован;

-          точность – погрешности измерений должны быть такими, чтобы гарантировать значения истинных показателей с приемлемой точностью;

-          полнота – источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно репрезентировать его;

-          достаточность – объем информации должен соответствовать потребностям руководителя и быть достаточным для принятия того или иного решения;

-          структурированность – информация, полученная из различных источников относительно одного объекта, должна быть структурирована и систематизирована с учетом качества источников информации и информационных запросов руководителей;

-          оптимальность обобщения – информация должна соответствовать тому уровню задач, который решает орган управления;

-          оперативность (своевременность) – как качество самой информации. Информация должна носить в большей степени управленческую, а не историческую ценность, то есть соответствовать темпам развития;

-          доступность – этот показатель можно понимать двояко. С одной стороны, это доступность в смысле возможности и реальности получения (возможен вариант, когда руководитель знает о наличии той или иной информации, но в силу различных причин не может ее получить). Второе понимание доступности связано с формой предоставления информации руководителю, когда достаточная и качественная информация поступает в такой форме, что становится непригодной для принятия решения (например, многостраничный отчет или графическая информация).

Таким образом, мониторинг представляет собой не только процесс выявления отклонений от стандартов и норм, но и выступает в качестве основания для их пересмотра. Другими словами, социально-психологический мониторинг позволяет не только отслеживать курс движения к поставленным целям, но и является механизмом корректировки целей и путей их достижения.

Чтобы сделать мониторинг «принимаемым» и лично значимым для каждого субъекта образовательного процесса, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что при его исполнении особое значение имеет этическая сторона вопроса. Так, например, проблемы, связанные с реализацией мониторинговой деятельности, возникающие в процессе взаимодействия с учащимися можно решить посредством соответствующей организации работы психолого-социологической службы.

Следует также отметить, что значимыми психолого-педагогическими и дидактическими функциями мониторинга образовательной среды являются:

1.                обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы по конечному продукту;

2.                формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности;

3.                формирование педагогической среды единомышленников, готовых из объектов стать субъектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.

Этапы педагогического мониторинга образовательного процесса в образовательном учреждении: нормативно-установочный; аналитико-диагностический; прогностический; деятельностно-технологический; промежуточно-диагностический; итогово-диагностический.

Таким образом, социально-психологический и педагогический мониторинги, выступая как многоуровневая иерархическая система, обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности.

Социально-психологическая экспертиза представляет собой совокупность системных мероприятий, предполагающих оценку соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, образовательного процесса, профессиональной деятельности руководителя и специалистов образовательных учреждений, психологического климата педагогического коллектива и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Социально-психологическое проектирование ориентировано на разработку системы социально-педагогических и психологических мероприятий с целью решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.

Таким образом, оказание психологической помощи участникам образовательного процесса предполагает:

1.       разработку системы мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях;

2.       оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей;

3.       профессиональную ориентацию;

4.       оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

-          психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

-          психологическая профилактика - мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

-          психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

-          психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);

-          психологическая коррекция и развитие - активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы.

 Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.

-          профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса представляет собой систему мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы, повышение уровня профессионализма специалистов через систему повышения квалификации, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций, формирование единого информационного пространства, а также обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, использование основных направлений деятельности по организации психологической диагностики и оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса выступило в качестве научно методического основания для разработки справочно-информационных модулей по соответствующей проблематике.