Краткая характеристика психологического развития ребенка в младшем школьном возрасте. С поступлением ребёнка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. Возникает новая структура социальных отношений: система «ребёнок – взрослый» дифференцируется на две: «ребёнок – учитель» и «ребёнок – родители»акже сохраняется система «ребёнок – дети». Система «ребёнок – учитель» начинает уже определять отношения с родителями и отношения ребёнка с детьми. Система «ребёнок – учитель» становится центром жизни ребёнка, от которой зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий.

Впервые отношения «ребёнок – учитель» становятся отношением «ребёнок – общество». Ситуация «ребёнок – учитель» начинает пронизывать всю жизнь ребёнка. Если в школе хорошо, то, как правило, и дома хорошо, и в отношениях с детьми – тоже. Такая ситуация и является социальной ситуацией развития младшего школьника, которая, в свою очередь, требует новой ведущей деятельности, которой становится - учебная.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Сенсорные процессы (ощущение) на протяжении возраста значительно совершенствуются: повышается, прежде всего, тонкость и точность работы всех органов чувств.

Прогресс наблюдается в развитии восприятия: увеличивается его объём. Это связано, в частности, с развитием такого вида деятельности как наблюдения, благодаря чему восприятие становится более управляемым и целенаправленным. При этом особенностями восприятия и ощущений младшего школьника является их поверхностность, слабая дифференцированность.

В младшем школьном возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это важная особенность данного возраста. Внимание ещё слабо устойчивое, дети не могут длительно сосредотачиваться на выполняемой работе. Слабо развита способность к распределению внимания. Однако хорошо развита переключаемость внимания.

Произвольное запоминание находится в стадии формирования и характеризуется слабой управляемостью, преобладает механическая память, в силу чего дети запоминают дословно, причём, не выделяя опорные пункты для лучшего запоминания. Наряду с механическим запоминанием проявляется ещё одна особенность – неорганизованность памяти. Под влиянием обучения и развитием памяти все мнемические функции претерпевают следующие изменения в младшем школьном возрасте:

·        усиливается роль логического и смыслового запоминания;

·        повышается способность ребёнка к саморегулированию и управлению процессами памяти.

За первые 3-4 года учения в школе происходит значительный прогресс в развитии мышления. От доминирования наглядно-действенного и элементарного наглядно-образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается на словесно-логический уровень мышления, на уровень конкретных понятий.

Происходит также преобразование мыслительных операций в младшем школьном возрасте:

·        быстро развивается сравнение. Путём сравнивания дети получают материал для анализа, синтеза, обобщения, формирования понятий;

·        анализ и синтез поднимаются на уровень умственных действий, что в свою очередь развивает обобщение;

·        развивается обобщающая функция мышления, которая уже может проявляться в виде элементарного образно-понятийного мышления;

·        начинает интенсивно развиваться способность выделения причинно-следственных связей.

Основное направление в развитии воображения – переход к всё более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. У младшего школьника завершается переход от репродуктивного к продуктивному, творческому воображению.

Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов. Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи.

Таким образом, основными психологическими новообразованиями в познавательном развитии младших школьников являются:

·              развитие произвольности и осознанности всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;

·              осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности (рефлексия).

В личностном развитии младшего школьника можно выделить следующий ряд психологических изменений:

·        происходит преобразование мотивационно-потребностной сферы: потребности во внешних впечатлениях развиваются в познавательные потребности. Познавательные потребности, как и потребности в общении, — ведущие в младшем школьном возрасте. Развитие потребностей младшего школьника в целом идет в сторону доминирования духовных потребностей над материальными, социальных над личными. Отличительной линиейразвития потребностей в младшем школьном возрасте является нарастание их осознанности и самоуправляемости, что свидетельствует о формировании нового уровня самосознания;

·        новый уровень самосознания ребенка обнаруживает себя в самопознании ребенка и формировании «Я-концепции», в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции;

·        отмечается нарастание тенденции подчеркнуть свою индивидуальность, свою принадлежность к определенной группе;

·        на протяжении младшего школьного возраста развивается также рефлексия — способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами;

·        общеенаправление развития эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий;

·        эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами);

·        именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах;

·        происходит развитие трудолюбия как качества личности, проявляющееся в учебной и других продуктивных видах деятельности.