Краткая характеристика психологического развития ребенка в дошкольном возрасте. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый для ребенка выступает в обобщенной форме, как носитель общественных отношенийоциальная ситуация развития дошкольника противоречива, т.к. ребенок, являясь уже членом общества, жить без общества не может и основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми. Однако осуществить эту потребность в современных условиях полностью невозможно, т.к. жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность.

Пытаясь смоделировать реальный мир, существующие в нем отношения и включиться внутрь такой смоделированной модели, ребенок осуществляет такую деятельность как сюжетно-ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.

Осуществлять эту деятельность позволяет еще одна особенность социальной ситуации развития, которая состоит в возникновении взаимоотношений со сверстниками, образовании «детского общества».

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов.

Сенсорно-перцептивное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчленённо воспринимать мир.

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Перцептивные действия становятся более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. Таким образом, возникают внутренние действия восприятия.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольнымднако непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания.

Однако, в то время как произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления.

Однако основной вид мышления дошкольника – наглядно-образное мышление.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Развитие речи идет в нескольких направлениях:

·   развитие словаря и грамматического строя речи. Словарь дошкольника увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных. Рост словаря сопровождается освоением умения сочетать слова в предложениях по законам грамматики;

·   развитие фонематического слуха. При специальном обучении дошкольник учится производить звуковой анализ слова, расчленять его на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове;

·   осознание словесного состава речи;

·   развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой, экспрессивной.

Таким образом, развитие речи в дошкольном возрасте характеризуется следующими новообразованиями:

·   ребенок овладевает контекстной речью;

·   речь превращается в средство планирования и регуляции практического поведения ребенка, в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка;

·   эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию;

·   овладение знаковой функцией речи, что является ключом для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средством для понимания людьми друг друга. Благодаря овладению знаками ребенок начинает соответствовать уровню знакового развития цивилизации, становится современником своей эпохи.

На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие свойств личности ребенка. Начинает реально складываться в основных чертах личность, формируется новый тип поведения. Если в раннем детстве и у младших дошкольников в общей картине поведения преобладают импульсивные действия, то к старшему дошкольному возрасту развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поступками.

Эмоциональное и личностное развитие дошкольника характеризуется такими психологическими новообразованиями, как:

·   развитие эмоциональнойсаморегуляции, благодаря чему на протяжении дошкольного периода эмоциональные проявления, чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость;

·   начинает развиваться самооценка. Это происходит путем сравнивания результатов своей деятельности и аналогичной деятельности других людей, благодаря чему ребенок учится оценивать свои собственные возможности. Ребенок отделяет себя от других людей, начиная оценивать в сравнении себя и других;

·   происходит усвоение нравственных норм, формирование более или менее устойчивых моральных представлений, а также способность к нравственнойсаморегуляции. У большинства детей складывается своя нравственная позиция, которой они следуют, возникает личностная нравственная саморегуляция. У ребенка формируются начала нравственного самосознания;

·   наряду с эмоциональной саморегуляцией, появляются более сложные чувства – прекрасного, красоты, ритма, гармонии. Формируется внутренний мир, в котором ребенок анализирует возникшие чувства, переживания;

·   центральное личностное новообразование – иерархия мотивов – есть результат столкновения непосредственных желаний ребенка с прямым или косвенным требованием взрослых действовать по заданному образцу;

·   появление волевых действий;

·   возникает осознание себя во времени: оформляется индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее;

·   в структуре самосознания появляется первичная психосексуальная идентичность.